Техническая поддержка: (8652) 748 768
Здравоохранение

Приоритетный национальный проект «Здоровье», реализация которого осуществляется в крае шестой год, позволил ликвидировать многие негативные факторы, связанные с острейшим дефицитом финансирования здравоохранения в девяностые годы. Выведена на новый уровень первичная медико-санитарная помощь,  получили развитие высокотехнологичные методы лечения. Реализуются проекты организации медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями, лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Набирает темпы программа формирования здорового образа жизни населения.

Основные объемы медицинской помощи обеспечиваются в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения. Именно оно оказалось наиболее уязвимым и фактически перестало выполнять свои задачи из-за деградации участковой системы и тотального старения медицинской техники и оборудования. В эту сферу было вложено в общей сложности 950 млн. рублей. Около 2,5 тысяч единиц современного оборудования вывели диагностику заболеваний на новый уровень. Стабилизирована численность врачей и медицинских сестер, имеющих первичный контакт с больными, им существенно повышена заработная плата.

Указанные меры дали возможность практически на четверть повысить суммарную посещаемость амбулаторно-поликлинических учреждений края и довести их до 57 тысяч в смену.  

В свою очередь,  в среднем на 1 процент ежегодно растет  выявляемость заболеваний. В их структуре преобладают  онкология, урология, болезни системы кровообращения - заболевания, требующие для диагностики высокой оснащенности лечебно-профилактического учреждения.

Вместе с тем, сегодня очевиден целый ряд кадровых проблем. В отрасли высока доля работающих пенсионеров. В первичном звене она составляет 24 процента, а среди врачей,  оказывающих  первичную  медико-санитарную   помощь, 11 процентов в возрасте старше 60 лет. Поэтому перед нами стоит задача эффективно использовать имеющиеся кадровые ресурсы.

За последние два года по целевому набору в  Ставропольскую государственную медицинскую академию поступило 544 человека. В лучшем случае, они начнут приходить в лечебные учреждения только через пять лет. В этой связи особенно острой является проблема социальной защищенности врача.  Безусловно, планируемые на государственном уровне мероприятия по введению льгот на оплату коммунальных услуг на селе, выдача единовременного пособия в миллион рублей молодым врачам, приехавшим туда на работу, дадут эффект. Однако руководителям муниципальных органов  власти и управления нужно проявить озабоченность решением жилищных проблем медиков. Никакие льготы и даже обязательное распределение, о чем многие сегодня ратуют, не смогут закрепить кадры, и дефицит их будет только усугубляться.

Важнейшим разделом национального приоритетного проекта «Здоровье» является охрана здоровья матери и ребенка. В этом сфере наиболее удачно реализован экономический принцип «деньги за больным». Именно он способствовал успешному внедрению родовых сертификатов, которые сформировали своеобразную конкурентную среду. В результате беременная женщина получила реальную возможность выбора врача, а врач – материальную заинтересованность в этом.

За 9 месяцев текущего года из федерального бюджета были оплачены услуги по оказанию медицинской помощи на общую сумму 331,5 млн. рублей, что на треть превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Эти средства направлены на закупки медицинского оборудования и лекарственных средств, дополнительное питание родильниц, а также стимулирующие выплаты врачам акушерам гинекологам.  

Впервые в рамках проекта в практику учреждений родовспоможения  внедрены современные технологии обследования новорожденных.  За 10 месяцев текущего года обследовано свыше 51  тысяча детей на генетические наследственные  заболевания и нарушения слуха.    

Результатом работы учреждений родовспоможения в новых условиях стало снижение младенческой смертности с 10,1 до 8,3 на 1000 родившихся живыми. Это лучший показатель среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа. 

Новым направлением, реализованным в крае в рамках национального проекта, стало квотирование 20 высокотехнологичных видов медицинской помощи  в федеральных клиниках страны. Это операции на открытом сердце, нейрохирургические, онкологические, офтальмологические, хирургические вмешательства высокой степени сложности, экстракорпоральное оплодотворение. За последние два года высокотехнологичную медицинскую помощь получили 5620 пациентов, в текущем году будет пролечено 3254 человека.

С 2007 г. в федеральной программе оказания высокотехнологичной помощи участвует краевой клинический центр организации специализированных видов медицинской помощи. Центру за счет средств федерального бюджета выделяются квоты по ортопедии и травматологии, нейрохирургии и сердечно-сосудистой хирургии. Государственное задание по этим видам выполняется полностью, за 10 месяцев текущего года  выполнено 110 оперативных вмешательств.

С 2015 года финансирование высокотехнологичной медицинской помощи передается в систему обязательного медицинского страхования. Это дает возможность развивать ВМП на базе действующих учреждений здравоохранения, что радикально поменяет ее доступность для жителей края. В этой связи уже сегодня необходимо определить конкретные лечебно-профилактические учреждения с необходимыми материально-техническими условиями и возможностями их дальнейшего совершенствования. Наряду с этим предстоит непростая работа по подготовке высококвалифицированных кадров, заинтересованных в этой деятельности. Уже сегодня ряд центральных клиник предлагает сотрудничество в целевой практической подготовке врачей на собственных базах и этим надо шире пользоваться.

Впервые за долгие годы в отечественном здравоохранении осуществлен реальный поворот к медицинской профилактике. В дополнение к программе иммунопрофилактики, определенной Национальным календарем прививок, проектом «Здоровье» определены задачи по иммунизации как детей, так и взрослого населения.  В частности, в течение 5 лет в крае привито против острого гепатита "В" почти 750 000  человек. И, хотя в последние два года наблюдаются неритмичные поставки вакцин по вине федеральных структур, в крае удалось снизить заболеваемость взрослого населения в возрасте до 55 лет  в 3 раза, а среди детей – в 7,5 раза. Недопоставки прививочного материала имеют место и по краснухе – 30 процентов, и коревой вакцине – 8%. В результате недопоставок вакцин  на грани срыва иммунизация населения. В частности,  против кори на 1 октября привито всего 7,6 процента из 35-тысячного контингента подлежащих вакцинации.

Мощным инструментом оценки состояния общественного здоровья и раннего выявления заболеваний является дополнительная диспансеризация работающего населения. В крае наработана практика организации медицинских осмотров в ходе диспансеризации и охват населения ежегодно составляет порядка 100 процентов от запланированного. В частности, в текущем году досрочно выполнили план-график ЛПУ Андроповского, Грачевского, Минераловодского, Предгорного, Туркменского, Шпаковского районов,  г. Георгиевска. На этом фоне неудовлетворительно выглядят Ипатовский, Петровский и Степновский районы, где годовое задание выполнено  на 60  - 70 процентов.

Достаточно стабильны и результаты осмотров. Практически здоровыми признаются 20-25 процентов осмотренных. Еще 26-28 процентов граждан имеют те или иные факторы риска возникновения заболеваний. Остальное население – до 60 процентов – имеет заболевания и нуждается в дополнительном обследовании и лечении. Однако часть из них, в силу разных причин, такой помощи не получает. С одной стороны это связано со слабой разъяснительной работой с пациентами, в результате которой не удается преодолеть снисходительное отношение к собственному здоровью пациентов. С другой – в условиях кризиса и безработицы состояние здоровья все чаще становится факто­ром профессионального отбора и профессиональной пригодности. Это ведет к тому, что экономически активное население резко ограничивает обращае­мость за медицинской помощью. В результате вне поля зрения медицинских работников  среди трудоспособного населения остается до половины патологии, что и приводит к инвалидизации и преждевременной смертности.

Иное положение с диспансеризацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты. Так, в 2010 году диспансеризацией были охвачены 4720 детей, это 100процентов нуждающихся. По ее итогам в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий нуждались 73 процента детей. Для них были разработаны индивидуальные программы  лечения и реабилитации, проведены соответствующие мероприятия, как на краевом, так и федеральном уровне. Высокотехнологичные виды медицинской помощи оказаны 9 детям. В текущем году диспансеризация  этой категории детей в полном объеме была завершена к 1 октября и в настоящее время проводятся необходимые лечебно-реабилитационные мероприятия.

Общеизвестно, что сердечно-сосудистая патология в глобальном масштабе лидирует среди причин смертности населения, особенно в трудоспособных возрастах. На этот фактор нацелена федеральная целевая программа, в рамках которой в крае  созданы региональный сосудистый центр в Ставрополе и 4 первичных сосудистых отделения в Ессентуках, Невинномысске, Пятигорске и Ставрополе. Накопленный за два года опыт работы показал высокую эффективность новых структур здравоохранения,  позволяющих населению получать специализированную медицинскую помощь, максимально приближенную к месту проживания. За истекшие год и 10 месяцев активной деятельности сосудистого центра и отделений в них получили своевременную помощь около 13 тысяч пациентов с инсультами и инфарктами - заболеваниями, реальным исходом которых становится  инвалидность либо летальный исход. В 2012 г. будут организованы еще 3 первичных сосудистых отделения – в Буденновске, Кисловодске и Светлограде.

По аналогичной схеме в крае развиваются структурные подразделения ЛПУ по оказанию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В их числе 1 травмоцентр I уровня, два – II и пять – III уровня, имеющих разные задачи, но объединенные единой целью оказать медицинскую помощь пострадавшим в течение одного часа. Благодаря наличию в центрах 8 реанимобилей, оснащенных необходимым оборудованием, имеется возможность оказания медицинской   помощи уже через 20 минут после вызова к месту дорожно-транспортного происшествия. С начала реализации проекта в лечебные учреждения доставлено бригадами скорой помощи 3578 пострадавших. В то же время, реанимационные возможности специализированного транспорта используется не в полной мере из-за отсутствия в штатах травмоцентров Ш уровня врачей анестезиологов-реаниматологов. 

Развитие здравоохранения сегодня немыслимо без службы крови.  На ее развитие направлена программа, в рамках  которой  край получил из федерального бюджета 186 млн. рублей. На эти средства Ставропольской  станции переливания

крови поставлены мобильный пункт по заготовке донорской крови в выездных условиях, современное холодильное и технологическое оборудование. Кроме того, приобретена необходимая техника для создания единой федеральной информационной базы по донорству.

2009 год стал стартовым для принципиально нового федерального проекта «Здоровая Россия» В его рамках в крае создано уже 10 центров здоровья, 4 из них детские. Их основной задачей является формирование здорового образа жизни населения, включая сокращение потребления табака и алкоголя. Рассчитанные на работу со здоровым населением, центры положили начало реальной перестройке работы здравоохранения на профилактику. В 2010 в центрах дополнительно организованы кабинеты гигиениста стоматологического, в текущем году во взрослых центрах организуются офтальмологические кабинеты с задачей профилактики слепоты. 

Сегодня уже в полном объеме видны как сильные, так  и проблемные стороны проекта.  Не блещет качеством  оборудование, сложным остается вопрос целевой подготовки медицинского персонала для работы со здоровым населением, в массовом сознании которого ценность собственного здоровья сохраняется на минимальном уровне. Размещение центров в действующих поликлиниках, и без того неизбалованных площадями,  необходимость выделить в отдельные потоки пациентов, направляющихся в центры здоровья, да и сама организация работы врачей на функциональной основе – эти и другие проблемы пришлось преодолевать по мере их возникновения.

Вместе с тем, имея одинаковые стартовые условия, не все лечебно-профилактические учреждения обеспечивают необходимые результаты работы созданных в них центров. За 10 месяцев текущего года их посетило и получило консультативную помощь более  58 с половиной тысяч человек. Стабильно работают и наращивают объемы услуг центры здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения  «Городская поликлиника № 6» г. Ставрополя,  «Городская поликлиника №1» г. Невинномысска, «Шпаковская центральная районная больница».

В то же время, в августе простаивали детские центры в Пятигорской детской городской больнице и Петровской ЦРБ, из-за того, что весь персонал центров был в трудовых отпусках. А с тем, чтобы поправить положение в центрах здоровья  Пятигорской городской поликлиники №1 и Кисловодской центральной городской больницы, министерство здравоохранения было вынуждено обращаться к главам администраций этих городов. Требование министерства здравоохранения края в части работы центров здоровья одно: добиваться максимальной производительности.

Мы расцениваем этот проект, как начало громадной технологической перестройки отрасли. Недавно Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла новый закон «Основы охраны здоровья граждан Российской Федерации». Закон регламентирует целых комплекс принципиально новых для нас положений, главным из них является перевод всего гигантского механизма здравоохранения с клинических на профилактические рельсы. По имеющейся информации, уже подготовлены и согласованы соответствующие изменения в должностные инструкции всех без исключения работников отрасли. И новшеств, направленных на решение острых проблем здравоохранения,  будет немало.

Одним из них является развитие диагностического и реабилитационного направления наркологической службы. Ставропольский край в этом году включён в число 16 субъектов Федерации, участвующих в реализации мероприятий по совершенствованию наркологической помощи населению. В крае впервые создается реабилитационный наркологический центр, под его размещение выделено помещение в г. Пятигорске и средства краевого бюджета на капитальный ремонт в объеме 8724,5 тыс. рублей. Федеральный бюджет предусматривает  средства в объеме 20,7 млн. рублей, которые идут на приобретение  оборудования на оснащение краевого клинического наркологического диспансера и реабилитационного наркологического центра. В настоящее время в будущем центре ведутся ремонтные работы и проводятся конкурсные процедуры по закупке медицинского оборудования.

Следует подчеркнуть, что благодаря Национальному приоритетному проекту «Здоровье» удалось решить целый ряд  вопросов оснащения учреждений здравоохранения новым оборудованием и автотранспортом. За прошедшие годы край получил за счет средств федерального бюджета оборудование и санитарный автотранспорт на сумму более 1,5 млрд. руб.

Только в 2006-2007 годах получено 317 автомобилей скорой медицинской помощи и 1059 единиц диагностического оборудования на сумму 869 млн. рублей, что укрепило материально-техническую базу муниципального здравоохранения. За счет этого удалось снизить средний срок ожидания приезда скорой медицинской помощи с 30 до 15 минут, а плановых консультаций узких специалистов с 4-6 до 1-2 дней.

За счет федеральных программ оснащены современным оборудованием уже упоминавшиеся сосудистый центр и отделения, травмопункты, оснащаются центры здоровья и наркологическая и противотуберкулезная службы края.

Мониторинг эффективности использования поставленного в рамках национального проекта «Здоровье» медицинского оборудования осуществляется посредством автоматизированной информационной системы, внедренной в здравоохранении края и путем непосредственного выезда в учреждения здравоохранения. Анализ проведенных проверок и отчетов учреждений за 9 месяцев 2011 года показал, что эффективность использования медицинского оборудования в сравнении с аналогичным периодом 2010 года выросла на 12%, и составила в среднем 73 процента. Наиболее эффективно используется медицинское оборудование в Буденновской, Ипатовской, Кочубеевской, Курской, Петровской, Предгорной центральных районных больницах, в учреждениях г. Ставрополя. С высокой нагрузкой используется оборудование в региональном сосудистом центре и первичных сосудистых отделениях. Здесь обследовано более 7 тысяч пациентов с острыми сосудистыми катастрофами сердца и сосудов, выполнено более 600 высокотехнологичных хирургических вмешательств.

В то же время, недостаточно эффективно используется оборудование в Андроповской, Апанасенковской, Грачевской, Степновской центральных районных больниц, в ЛПУ г. Пятигорска.        Причин тому несколько: низкая укомплектованность кадрами, простои из-за технических неисправностей оборудования, недостатки в организации лечебного процесса.

Возвращаясь к проблеме обеспеченности диагностического процесса кадрами, следует обратить внимание на поставки в край оборудования в рамках модернизации. Планируется прибрести 4845 единиц оборудования и медицинской техники, что практически втрое больше, чем в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». На нем должны будут работать высококлассные специалисты, которых надо готовить уже сегодня. Мы не допустим, чтобы приобретенная долгожданная техника простаивала или использовалась не по ее прямому назначению.

Мы видим безусловный позитивный эффект от реализации национального проекта и продолжим прикладывать все усилия для его выполнения в полном объеме. По информации  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  все направления приоритетного национального проекта "Здоровье", которые реализовывались в текущем году, будут продолжены и в 2012 году.  Наряду с программой модернизации здравоохранения это даст дополнительные ресурсы для вывода отрасли на уровень современных требований.