Техническая поддержка: (8652) 748 768
Общественники Ставрополья вскрыли «болевые точки» обеспечения лекарствами

Общественники Ставрополья вскрыли «болевые точки» обеспечения лекарствами

 

И не только вскрыли, но и выработали предложения по совершенствованию законодательства и организации деятельности в этой сфере.

Часто ли ставропольчане приобретают фальсифицированные лекарственные средства вместо оригинальных? Как обеспечиваются бесплатными лекарствами социально незащищенные категории населения края? Достаточно ли медикаментов для остальных жителей региона? Эти и другие вопросы, напрямую относимые к сфере здравоохранения и социальной поддержки жителей Ставрополья, открыто, профессионально и по существу были обсуждены в ходе круглого стола, организованного краевой Общественной палатой и состоявшегося в стенах Ставропольского государственного медицинского университета.

Дискуссию по столь непростой и важной для жителей Ставрополья проблематике провел председатель ОП СК, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. В ней приняли активное участие первый заместитель министра здравоохранения СК Андрей Пучков, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, врио Уполномоченного по защите прав предпринимателя в СК Виктор Федулов, исполняющая обязанности руководителя Территориального органа Росздравнадзора по СК Ирина Михалева, исполняющая обязанности ректора Ставропольского государственного медицинского университета Анна Ходжаян и другие. Также помимо членов Общественной палаты региона, ее рабочих групп, председателя и заместителя председателя Общественно-консультативного совета палаты и Общественной молодежной палаты СК участие в «круглом столе» приняли представители органов государственной власти, учреждений здравоохранения, аптечных организаций и медицинской науки, краевого совета ветеранов, организаций инвалидов, общественных советов профильных краевых министерств, а также специалисты, эксперты и представители науки. Всего же в круглом столе участвовали порядка 40 человек.

 

Это жизненно важно

Обращаясь к присутствующим в зале, руководитель ОП Ставрополья подчеркнул, что палата не могла обойти стороной вопрос об обеспечении жителей Ставрополья лекарственными средствами, потому что он без преувеличения жизненно значим, а в общероссийском формате является важнейшей государственной задачей, решение которой без участия институтов гражданского общества немыслимо.

– Особую актуальность эта задача получила в последние годы в условиях экономического кризиса, сложной внешнеполитической конъюнктуры и применяемых в отношении нашего государства санкций, – отметил Николай Кашурин, напомнив, что именно органы госвласти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают создание условий для развития фармацевтической отрасли, преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от зарубежных поставщиков, а также доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств в соответствии с утвержденной Указом Президента России 31 декабря 2015 года Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в целях противодействия угрозам в сфере охраны здоровья граждан.

Лидером общественников края было обозначено и то, что цели Стратегии требуют интенсивного развития импортозамещения в соответствующей сфере, появления российских аналогов зарубежных препаратов, не уступающих в качестве, но более доступных по цене.

– Об этом шла речь и 31 августа на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, – сказал Николай Иванович. – Председателем Правительства России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в рамках заседания было отмечено, что острый и особый вопрос – это обеспечение людей доступными, качественными, эффективными лекарствами в рамках госзакупок. При этом важной составляющей в процессе обеспечении населения лекарственными препаратами является осуществление общественного контроля в данном направлении.

Важным остается и мониторинг цен на лекарства. В рамках все того же заседания Совета при Президенте России было констатировано, что сегодня на стеллажах аптек появились российские аналоги по целому ряду важнейших иностранных препаратов, которые в 2 – 2,5 раза дешевле. Это значит, что отечественная фармация готова держать удар и развиваться даже в сложных условиях кризиса и санкций.

 

Анкета вскрывает основные проблемы

Но что же происходит на Ставрополье? Фармацевтический рынок здесь также развивается, и в первую очередь, за счет стремительного расширения сети аптечных организаций. Это, безусловно, создает предпосылки для более доступного лекарственного обеспечения как с точки зрения удаленности от места жительства, так и с точки зрения уровня цен за счет конкуренции, что является позитивным фактором.

Однако есть и оборотная сторона медали, как отметили участники круглого стола.  Важно, чтобы аптеки в гонках за клиентами не забывали о качестве реализуемой продукции. Особого внимания заслуживает и вопрос обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания льготных категорий граждан, ведь на государственном уровне этому уделяется самое пристальное внимание.

Кроме того на Ставрополье осуществляется и производство лекарственных средств. Надо сказать, что в ходе подготовки к круглому столу Общественная палата СК совместно со Ставропольским государственным медицинским университетом провели большую аналитическую работу. Одним из ее компонентов стало социологическое исследование по удовлетворенности населения лекарственным обеспечением, проведенное в 56 сельских поселениях края с численностью трудоспособного населения  47188 человек.

Его итоги на круглом столе представила заместитель председателя Общественной палаты Ставропольского края, заведующая кафедрой общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики Ставропольского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Валентина Муравьева. Она подчеркнула, что современная ситуация с лекарственным обеспечением населения России остается одной из самых острых социальных проблем, затрагивающих государственные интересы, здоровье нации, воспроизводство здоровой рабочей силы, увеличение продолжительности жизни населения и даже вопросы национальной безопасности.

Валентина Николаевна рассказала, что анализ анкет показал следующее. 79% респондентов оценили лекарственное обеспечение в своем районе или городе как хорошее, 19% – как удовлетворительное и 2% – как плохое. За медицинской помощью практически еженедельно обращаются 8% респондентов, раз в месяц – 32%, раз в полгода – 48% и не чаще, чем один раз в год – 12%.

А вот как расположились предпочтения жителей края в ответе на вопрос об источниках получения информации о лекарственных препаратах. На первом месте здесь оказалась беседа с врачом (42 % респондентов), далее – информация аптечного работника (24 %), советы знакомых, друзей (18 %) и средства массовой информацией (16%). На вопрос анкеты об участии в программе бесплатного лекарственного обеспечении, были получены следующие ответы респондентов: 43 % ответили отрицательно, 22% подтвердили, что получают денежную компенсацию, а 35%, что получают бесплатные лекарственные препараты в аптеках. Отрадно, как заметили общественники края, что подавляющее большинство, а именно 73% опрошенных считают, что обеспечение бесплатными или льготными лекарственными препаратами хорошее, однако 22% льготников определили его удовлетворительным, а 3% сочли плохим.

Есть поводы для размышления, как было сказано на заседании, и в ответах на другие вопросы анкеты. Так среди опрошенных респондентов основными проблемами приобретения лекарственных препаратов, назначенных врачом, стали такие: приобретение препаратов частично, в зависимости от стоимости; необходимость искать более дешевые медикаменты или же полный отказ от покупки лекарств, вследствие отсутствия средств…

Как показал опрос, люди все-таки стараются экономить на лекарствах, предпочитая дорогим более дешевые препараты. 65% респондентов склонны покупать лекарственные средства, чья стоимость не превышает 100 рублей, 15% опрошенных сказали, что могут расходовать на лекарство до 500 рублей, до 1000 рублей –  13%, а вот дорогие, более 1000 рублей, медикаменты готовы приобрести себе всего 7% респондентов. Это и ясно, ведь среднемесячный доход опрошенных распределился следующим образом: 38% зарабатывают до 10 000 рублей; 41% – от 10 000 до 20 000 рублей и  21% – от 20 000 до 30 000 рублей.

Также было отмечено, что 62% респондентов не устраивают цены на лекарственные препараты и медицинские изделия, 27% не всегда находят тот лекарственный препарат, за которым обращаются в аптеку, и приходится тратить время на поиски. Правда, 8% соглашаются заменить необходимый препарат на аналогичный, а вот 3% опрашиваемых ответили, что приходится искать не просто лекарство, а саму аптеку, ведь аптек, расположенных близко к дому, попросту нет…

 

 

«Да» – референтному ценообразованию, «нет» – контрафакту и фальсификату

Проведенное исследование, как было отмечено участниками круглого стола, дало возможность выявить ряд причин неудовлетворенности людей в обеспеченности лексредствами.  В их числе находятся как недостаточное развитие российской фармацевтической промышленности, так и рост стоимости медикаментов, связанный с появлением дорогостоящих инновационных препаратов, отсутствие механизмов стимулирования использования не менее эффективных, но более дешевых воспроизведенных лекарственных средств (дженериков). Кроме того, это и слабая система профилактики, а также ранней диагностики заболеваний (что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения), и неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные.

Говоря о причинах низкой лекарственной обеспеченности, Валентина Муравьева отнесла к их числу недостаточную доступность лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении для населения, не входящего в льготные категории, недостаточное развитие программ здорового образа жизни, отсутствие регистров больных по социально значимым заболеваниям, а также  отсутствие технологий мониторинга эффективности применения тех или иных лекарственных средств и системы информирования врачей поликлиник и стационаров и другое.

Что же делать, чтобы ситуация улучшилась? – задались вопросом участники обсуждения и указали на то, что основные постулаты уже прописаны в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. Если следовать им не номинально, произойдет формирование системы рационального значения и использования лекарственных средств, будут внедрены эффективные модели возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении, усовершенствована система ценового регулирования и многое другое.

В числе названных одним из направлений деятельности в этой сфере должно стать повышение контроля за государственными и муниципальными закупками лекарственных препаратов, переход на референтное ценообразование для государственных закупок лекарственных препаратов и, таким образом, уменьшение отклонений от референтной цены при закупках. Это позволит сэкономить достаточно большие ресурсы на увеличение охвата необходимыми лекарствами всех групп населения и уменьшения возможности вообще появления контрафакта и фальсификата.

Как было обозначено в ходе заседания, применительно к Ставропольскому краю: у нас есть инновационный проект по строительству завода по производству лекарственных препаратов. Если он будет построен и заработает, это поспособствует оптимизации цен на лекарства.

Участники обсуждения выразили надежду, что именно развитие отечественного производства в сфере лексредств позволит составить конкуренцию импортным лекарствам, которые стоят дороже, чаще подделываются, а некоторые из них бывает непросто найти в аптечной сети.

 

Льгота есть – лекарства будут!

Основными моментами положения дел на фармацевтическом рынке края сообщила заместитель начальника отдела фармэкономики, анализа фармацевтического рынка и организации медицинского обеспечения министерства здравоохранения Ставропольского края Ольга Листова. Она сделала упор на то, что именно лекарственное обеспечение является одной из главных составляющих оказания медицинской помощи жителям края и привела данные, что сегодня в регионе розничной реализацией лекарств занимается порядка 1100 аптечных учреждений, из них более 800 аптечных организации частной формы собственности, 28 аптечных учреждений государственной и муниципальной формы собственности, а 179 являются обособленными подразделениями медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, центры общей врачебной практики). Немногим больше 53% аптек расположены в городах.

Как объяснила Ольга Листова, в аптечных организациях реализуются лекарственные препараты, на которые введено государственное регулирование (то есть жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства), а также не включенные в этот перечень. Мониторинг цен на них и контроль со стороны ценовой политики ведутся постоянно. На весь спектр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов ведется государственное регулирование цен, предусматривающее установление предельно допустимых уровней торговых надбавок органами исполнительной власти субъектов. На Ставрополье таким органом является краевая региональная тарифная комиссия. В течение последних 6 лет уровни торговых надбавок по Ставропольскому краю не менялись, кроме наркотических и психотропных препаратов.

Уровни торговых надбавок устанавливаются дифференцировано, в зависимости от стоимости лекарственных препаратов. По итогам 8 месяцев 2016 года уровень розничной торговой надбавки в крае составил 19,1% (при том, что в общем по РФ он выше – 23,4%). Что характерно, торговая надбавка, по словам представительницы минздрава края, в течение последних шести лет не менялась. А вот, согласно данным мониторингов, стоимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств розничного сегмента в крае выросла за 8 месяцев текущего года на 0,3% (по РФ – 0,4%).

– Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в общей массе лекарственных препаратов в крае составляют порядка 46%, – сказала Ольга Леонидовна. Из них препараты отечественного производства составляют 57% (более 7 тысяч наименований), импортные 43% (порядка 5 тысяч торговых наименований), а в стоимостном выражении около 35% отечественные и 65% – импортные.

Благоприятным фактором, предотвращающим в крае завышение цен на лекарственные средства, выступающая назвала большое число, а значит и высокую конкуренцию аптечных организаций. Было указано на то, что для обеспечения прозрачности ценообразования на ЖНВЛП в торговых залах всех аптечных организаций находятся перечни лекарственных средств с указанием, в том числе, предельно допустимых розничных цен, по которым эти лекарственные препараты могут быть реализованы на Ставрополье. Любой посетитель аптеки, кстати, вправе получить необходимую информацию по ценам на препараты этого списка.

В целом же проведенный мониторинг ассортиментной доступности  ЖНВЛП показал, что в крае сохраняется достаточно полный ассортимент препаратов данного перечня в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка для оказания качественной и своевременной медицинской и лекарственной помощи населению в необходимом объеме.

В ходе обсуждения также прозвучало предложение вернуть в программу по обеспечению бесплатными лексредствами тех льготников, кто выбирает денежную компенсацию, ибо, увы, она настолько невелика, что не покрывает тех расходов, которые вынуждены нести такие люди. Для этого надо, убеждены участники круглого стола, более тщательно проводить разъяснительную работу с льготными категориями населения края.

 

Экспертиза выявит подделку, а мониторинг проверит цены

Особый интерес вызвала у участников заседания тема фальсифицированных лекарственных препаратов. Как пояснила исполняющая обязанности руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Ирина Михалева, из 600 образцов лексредств, которые в 2015 году прошли экспертизу, лишь 1,8% не подтвердили соответствия качеству, а фальсификатов на территории Ставрополья вообще не было выявлено.

При этом, как подчеркнула Ирина Петровна, работа по выявлению подделок выстраивалась годами, а ее основной идеей стало то, что каждая аптечная организация стала работать с письмами Росздравнадзора и со своей стороны держать руку на пульсе поступления возможных партий фальсификата.

По поводу ценообразования и контроля за ним в сфере реализации лекарственных препаратов было сказано, что Росздавнадзор Ставрополья контролирует торговую надбавку с октября 2015 года по сей день, и она впрямь невысока по сравнению с показателями других регионов России.

– Закон не обязывает аптечные организации края принимать участие в мониторинге цен на лекарства, – продолжила Ирина Михалева. –  Однако сейчас из 700 коммерческих аптек 130 это считают своей обязанностью.

Это хорошо, но недостаточно, как оказалось. Ведь для составления более объективной и целостной картины надо вовлечь в такую работу порядка 300 аптек края.

Общественники обеспокоились: не слишком ли безоблачна картина с положением дел на аптечном рынке и насколько все же объективен рассказ представителей краевого минздрава? В ответ прозвучало искреннее: есть много проблем, которые требуют обязательного и пристального внимания. Например, нередки ситуации, когда люди, «проконсультированные» сарафанным радио или рекламой, обращаются в аптеку, без рецепта приобретают препарат и начинают заниматься самолечением.

– От этого надо уходить, – убеждена Ирина Петровна. – И сейчас проблема в том, что отсутствует жесткий механизм контроля отпуска лекарств. Их надо отпускать по рецептам, но это должно быть утверждено на уровне законодательной инициативы.

– Мы собрались здесь не просто поговорить, а вскрыть болевые точки, которые существуют на аптечном рынке, – прокомментировал председатель Общественной палаты края. И добавил, что палата по итогам заседания обязательно выработает документ, в который войдут все предложения, в том числе те, которые затронут изменения законодательства РФ.

Ирина Михалева также отметила, что краю посчастливилось сохранить сеть муниципальных аптечных организаций, которым, конечно, необходима первоочередная и всяческая поддержка и далее. Так из 27 производственных аптек сберегли только 12… А ведь производственная аптека – это и детские лекформы, и индивидуальный состав препарата.

 

Контроль и надзор – без «перегибов на местах»

Активно участвуя в обсуждении вопросов круглого стола, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков отметил, что в основе изменения к лучшему положения дел в аптечном бизнесе должны лежать изменения законов. Также надо организовать и наладить организацию снабжения лекарствами, особенно бесплатными, чтобы эта сфера жизни стала  лучше.

Указал Алексей Иванович также и на ряд «перегибов на местах», когда несколько лет подряд реализуется, как он выразился, «порочная практика ограничения контроля и надзора»:

– Что это за проверка, если за месяц обязаны предупредить?! – негодовал омбудсмен. – А с другой стороны и разрешение на проверку получить непросто, и при этом мы говорим, что живем в хорошо развитом обществе?!

А Виктор Федулов, временно исполняющий обязанности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, в продолжение поднятой темы отметил, что поторопились в свое время с приватизацией аптек.

– Сегодня прозвучало, что количество плановых проверок аптек снизилось, а я уверен, что это влечет к негативным последствиям и аптеки надо проверять чаще! – подчеркнул он.

Также, как было отмечено на круглом столе, в 134 селах края, где нет аптечных реализаций, были пролицензированы и работают фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). Однако они могут отпускать только лекарства общего списка, а вот наркотические препараты уже нет, за таковыми приходится ехать в город.

Подробнее вопроса работы ФАПов в крае коснулся главный врач Ставропольской краевой клинической больницы Ростислав Можейко. Он обозначил это направление как особое в обеспечении лексредствами жителей сел края.

– Уже проведена большая работа, – убежден Ростислав Можейко. – Но любому ФАПу станет проще продавать лекарства, если в структуре больницы района будет выделена отдельной единицей аптека. Это возвращение к истокам, ведь такой опыт уже был наработан раньше, – напомнил докладчик.

Директор Пятигорского медико-фармацевтического института Всеволод Аджиенко, поднимая вопрос отпуска жизненно необходимых препаратов, заметил, что аптеки должны не  зарабатывать на их отпуске, а получать компенсацию за такие медикаменты, получая доход от остального ассортимента.

Помимо привлечения внимания общественников края к вопросам установления четких сроков получения бесплатных лексредств и ряду социально-значимых моментов их отпуска член Общественного совета министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, председатель Ставропольской краевой общественной благотворительной организации инвалидов детства «Дельфин» Мария Евсеенко посвятила свое выступление теме субсидирования тех граждан, которые тратят на лекарства более 50% своего дохода. Участники заседания поддержали и высказанную мысль о том, что если вход в большинство аптек снабжен пандусом, то почти нигде не учитывается то, что внутри аптеки надо тоже создать условия для  обслуживания инвалидов-колясочников, ведь ни прилавок, ни касса им недоступны.

 

Положительный пример – во благо

В ходе дискуссии за круглым столом неоднократно поднималась тема государственных, муниципальных аптек, их сохранения и развития в крае. Опытом такой работы поделилась Ирина Борлакова – директор ГУП СК «Социальная аптека», существующего в крае более 20 лет.

– В 2005 году, когда в стране начала реализовываться программа дополнительного лекарственного обеспечения, направленная на снабжение лекарствами льготных категорий граждан, наша аптека была основным участником этой программы для жителей города Ставрополя, – рассказала она. – На предприятие была возложена нелегкая задача по налаживанию бесперебойного лекарственного снабжения граждан, в эту задачу вошли многие аспекты, такие как обучение персонала, установка программного продукта, расширение сети аптечных филиалов позволяющих обеспечить шаговую доступность лекарственными препаратами. И аптека успешно справилась с поставленными задачами, а сегодня она единственная в городе Ставрополе обеспечивает население льготными наркотическими и психотропными препаратами и вакцинами, а это именно те виды деятельности, которые составляют наименьшую коммерческую привлекательность, для аптечных предприятий негосударственной формы собственности.

Как выяснилось, аптека не только может предложить огромный ассортимент лекарств, но и учитывает наиболее востребованные медикаменты с точки зрения сезонных заболеваний. Так сейчас в ней работают над формированием полного ассортимента противовирусных, противогриппозных препаратов и вакцин в осенне-зимний период. Заранее закупаются медицинские маски, дабы удовлетворить потребности людей в них в пик гриппа. Так же будет формироваться витрина по данной группе препаратов стоимость которых не выше 50 – 200 рублей (а это, как мы видим, полностью отвечает названию аптеки: «Социальная»).

Ириной Борлаковой были затронуты также и вопросы обеспеченности бесплатными лекарствами. По ее данным, один федеральный льготник в месяц получает лекарств на 27 тысяч рублей, а краевой – на сумму свыше 4 тысяч. При этом максимальная компенсация за отказ от льготного получения лекарств равна 716 рублям. Конечно, существование программы бесплатного обеспечения лекарствами очень важно, подтвердила директор аптеки.

Прозвучало также и предложение члена консультативной рабочей группы ОП СК Марины Акинфиевой о том, что, ориентируясь на имеющийся опыт работы ряда зарубежных государств, можно обеспечить поэтапный переход к отпуску практически всех лекарств по рецепту. Это упорядочит торговлю медпрепаратами и дисциплинирует как врачей и аптекарей, так и самих граждан, послужив на пользу их здоровья, ведь люди не станут заниматься самолечением.

А председатель Общественно-консультативного совета ОП СК Игорь Черевко, со своей стороны, обратился к примеру достойного всяческой поддержки производителя лексредств на Ставрополье – научно-производственного концерна «Эском», сказав при этом, что увы, предприятие, будучи производителем отличных по качеству и нужных для людей лекарств не может сбыть свою продукцию.

Участники круглого стола выразили согласие с выступающим: надо наладить сеть для производителей медпрепаратов в крае.

Результатом же проведенного обсуждения, как было отмечено в итоге заседания, станет документ, который будет направлен в адрес всех заинтересованных структур и органов краевого а, возможно, и федерального уровня.