Техническая поддержка: (8652) 748 768
НКО и госзаказ: быть, и как быть?

НКО и госзаказ: быть, и как быть?

 

Общественная палата Ставропольского края и ее представители убеждены: некоммерческому сектору надо помочь выйти на рынок  социальных услуг.

Обсуждение вопроса участия социально-ориентированных некоммерческих организаций в государственном и муниципальном заказе соцуслуг состоялось на площадке Общественной палаты России. Его формат – общественные слушания – был посвящен обсуждению проекта федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и позволил обозначить позицию Ставрополья в онлайн-диалоге.

                Активное участие в дискуссии приняли председатель Общественной палаты Ставропольского края Николай Кашурин и члены ОП СК,  министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Галина Зубенко, член экспертной комиссии Общественной палаты Ставропольского края по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук Марина Мельникова. Также в слушаниях участвовали представители органов власти края, профильных министерств и ведомств региона.

         Надо отметить, что основной целью законопроекта является повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг путем создания правовой базы для привлечения к их оказанию негосударственных организаций, физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова отметила, что для разгосударствления социальных услуг необходимо содействовать выходу НКО и коммерческих организаций на рынок социальных услуг.

Участники также обсудили вопросы о том, как будет меняться старая система, и как будут внедряться новые процедуры и нормы перехода от госзадания к муниципальному заказу, а также какова готовность регионов к этому. Было отмечено, что вовлечение организаций, не являющихся госучреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а, следовательно, обеспечит и рост качества оказания государственных услуг населению.

Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак рассказал, что ранее, в ноябре 2015 года, во время выступления в Госдуме РФ им уже высказывались предложения внести на рассмотрение закон о государственном социальном заказе. По мнению общественника, это обеспечит равные возможности НКО для участия в конкурсных процедурах и повысит эффективность реализации государственных целевых программ.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров рассказал о существующих разногласиях между ведомствами и субъектами системы.

Сейчас деятельность государственных (муниципальных) учреждений регламентируется обязательными для исполнения госзаданиями, формируемыми соответствующими органами исполнительной власти. До принятия рассматриваемого закона выполнение госзаказа было безальтернативно делом подведомственных структур, теперь предполагается передача данных функций НКО, но в некоторых регионах удовлетворить этот спрос полностью они не могут. Минфином России предлагается разработка системы ответственности для организаций, отказывающихся от выполнения госзадания.

Эксперты отметили, что данный законопроект позволит создать поле для конкуренции, потому что сейчас у бюджетных организаций настолько льготные условия, что они не стремятся повышать качество оказываемых услуг. НКО при этом только начинают получать преференции.

Как подчеркнули со своей стороны представители Ставропольского края, на Ставрополье экспертной комиссией Общественной палаты края была проведена общественная экспертиза обсуждаемого законопроекта. В ее ходе выявлен ряд принципиальных моментов, требующих особого внимания и проработки. Так, во избежание злоупотреблений перечень услуг в социальной сфере должен быть закрытым и нормативно регламентируемым, предостерегают общественники. Кроме того надо нормативно закрепить четкие требования к предоставлению услуг, а принимая во внимание, что большинство соцуслуг не имеют материального результата, и это создает дополнительные сложности в определении их качества, необходимо разработать систему стандартов и регламентировать саму процедуру оказания услуг и проводить регулярный мониторинг качества услуг, предоставляемых социально-ориентированными НКО.

Как подчеркнули организаторы слушаний, все предложения и комментарии, высказанные в ходе заседания, войдут в итоговую резолюцию по законопроекту и будут направлены в профильные ведомства.