Техническая поддержка: (8652) 748 768
О земельных спорах между Ставропольским краем и Дагестаном

Референтурой Губернатора Ставропольского края изучен вопрос, касающийся урегулирования земельных отношений между Ставропольским краем и Республикой Дагестан.

В настоящее время проблема возврата краевых земель сельхозназначения, переданных в советское время сельхозтоваропроизводителям Дагестана для хозяйственной деятельности из вопроса экономических отношений хозяйствующих субъектов активно переводится в политическую сферу, принимая региональное и федеральное звучание. При этом, дагестанская сторона стремится придать данной проблеме межэтнический характер. Так, 14.12.2011 года на ИА РЕГНУМ, министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан Бекмурза Бекмурзаев заявил следующее: «...дагестанских животноводов «насильственно вытесняют» из Ставропольского края, не продлевая договора аренды...».

Для понимания данной проблемы необходимо рассмотреть исторические, экономические, социальные факторы, влияющие на формирование данной проблемы.

• Исторический аспект

Постановлением Совета Министров СССР от 28.05.1954г. № 1023 «О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда «Черные земли» и Кизлярские пастбища» отгонные пастбища площадью 61,4 тыс. га, расположенные в административных границах Ставропольского края, были закреплены за 24 колхозами Дагестанской АССР («.. .за каждым колхозом навечно»).

В период 1970-1990гг. Ставропольским краевым Советом народных депутатов неоднократно направлялись в Совет Министров СССР ходатайства о возвращении краю указанных земель, однако в их удовлетворении отказывалось с обоснованием малоземелья сельхозпредприятий Дагестана.

В связи с изменением отношений собственности (в соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990г. № 374-1 «О земельной реформе») с 01 февраля 1993г. сельхозпредприятия Дагестана потеряли право на ставропольские земли т.к. не представили письменных обоснований на их использование или аренду. Во исполнение Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в 1994 году земли отгонных пастбищ площадью 61,4 тыс. га были включены в фонд перераспределения Нефтекумского района.

Дагестанская сторона, признав претензии руководства края по поводу возврата земель, заявила о невозможности их немедленной передачи, а также о необходимости создания для решения вопроса специальной комиссии на уровне Правительства РФ. Была достигнута договоренность о поэтапной передаче, в соответствии с которой в 1994 году предполагалось передать порядка 14 тыс. га земель, необходимых для развития подсобных хозяйств населенных пунктов Ставрополья. Кроме того, правительству Дагестана было предложено принять меры по заключению договоров аренды земель, используемых сельхозпредприятиями республики, с администрацией Нефтекумского района.

В 1999 году между Ставропольским краем и Республикой Дагестан подписан официальный протокол, с отражением указанных договоренностей, однако после передачи дагестанской стороной Ставропольскому краю 4,2 тыс. га земель, их выполнение было прекращено. Остальные земли на площади 57,2 тыс. га без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, остались в пользовании предприятий Дагестана. Договоры аренды на право пользования землей заключили лишь 6 дагестанских хозяйств, из которых фактически уплачивали арендную плату лишь два.

В 2001 году Губернатором СК А. Черногоровым направлялось обращение Председателю Правительства РФ М.Касьянову с просьбой о создании государственной комиссии на уровне Правительства РФ по возврату отгонных пастбищ законному владельцу - Ставропольскому краю, однако Минимущество РФ посчитало создание комиссии нецелесообразным.

С 2009 года, в связи с многочисленными жалобами и претензиями населения Нефтекумского района, по поручению Губернатора СК В. Гаевского, краевым Правительством активно прорабатывается вопрос о возможности возврата указанных земель в пользование хозяйствующих субъектов Ставрополья. Принято решение о приведении в соответствие с законодательством РФ правоустанавливающих документов, организовано межевание территории с постановкой на кадастровый учет земельных участков. Администрацией Нефтекумского муниципального района на часть земельных участков заключены договоры аренды с юридическими и физическими лицами Ставропольского края. Государственная регистрация сделок произведена в установленном порядке.

Данные обстоятельства не устроили дагестанскую сторону. Власти Республики Дагестан, руководство дагестанской общины в крае подняли вопрос на уровень краевых и федеральных властей.

Хозяйства Дагестана, пользовавшиеся ставропольскими землями, подали иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения в Арбитражный суд Ставропольского края, который отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия фактов уплаты истцами земельного налога за спорные земли, а также неподтвержденностью возникновения у них прав на спорные земельные участки. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Ессентуки оставил данное решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Такое же решение закреплено постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа в г. Краснодаре от 16.11.2011 года.

Дополнительными факторами активизации дагестанской стороны в отстаивании своих экономических интересов на Ставрополье стали следующие обстоятельства.

Во-первых, отказ Правительства Республики Азербайджана в продлении договора об аренде зимних пастбищ в Муганской степи.

Во-вторых, проблемы, возникшие при продлении заключенного пять лет назад соглашения № 01/01/36 между Дагестаном и Калмыкией по использованию пастбищ в административных границах Республики Калмыкии.

Следует отметить, что на территории Калмыкии дагестанцы арендуют более 92 тысяч гектаров зимних пастбищ, называемых Уланхолской зоной отгонного животноводства, где выпасается скот 19 хозяйств Акушинского, Буйнакского, JIевашинского, Рутульского, Шамильского, Хунзахского районов РД.

• Экономический аспект

Отсутствие договоров аренды и уплата сельхозпредприятиями Дагестана земельного налога в республике создают существенный ущерб экономике края.

В связи с экономическим развитием Ставрополья возникла потребность в освоении указанных земель краем. Только для трех приграничных населенных пунктов (Зимняя Ставка, Бакрес и Русский хутор) по краевым нормам землепользования было необходимо 19 тыс. га.

Интенсивная нагрузка на пастбища, зачастую использование их не по целевому назначению, в связи с распашкой эрозионно-опасных участков под посев бахчевых культур, привела к деградации почвы и началу активных процессов опустынивания указанной территории. Необходимые восстановительные мероприятия дагестанские пользователи пастбищ не осуществляли.

Кроме того, при массовых перегонах овец и другого неучтенного скота может возникнуть занос ряда инфекционных заболеваний животных.

Таким образом, в настоящее время стоит вопрос о переводе проблемы возврата отгонных пастбищ в цивилизованное русло путем заключения договоров аренды земель фонда перераспределения Нефтекумского района Ставропольского края, уплаты арендных и налоговых платежей по месту нахождения земельных участков и вывода бизнеса дагестанских сельхозтоваропроизводителей из «тени».

• Социальный аспект

Необходимо отметить, что неурегулированные вопросы землепользования способствуют возникновению межэтнических конфликтов в восточной зоне края и оттоку русскоязычного населения. Только в период с 2009 по 2011 годы на территории восточных районов края возникло более 7 конфликтов на этнической почве, в основе которых лежат вопросы землепользования.

Использование дагестанскими хозяйствами отгонных пастбищ явилось основой для дальнейшего перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на востоке Ставрополья в пользу представителей Дагестана и роста неконтролируемой миграции на территорию края.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, в среднем ежегодно в течение последних трех лет в Ставропольский край из республик Северного Кавказа прибывает на постоянное место жительства около 6 тыс. человек.

Вследствие миграционных процессов меняется этническая структура населения ряда районов и населенных пунктов Ставропольского края, прежде всего, на востоке Ставропольского края.

Русское, ногайское население и казачество негативно воспринимают прибытие мигрантов (даргинцев, аварцев, чеченцев) на восток края в связи с тем, что старожильческое население вытесняется из традиционных для него сфер хозяйственной деятельности, а также следствие того, что за демографическими изменениями следует перераспределение хозяйственных функций в пользу мигрантов.

Сложившееся положение дел существенно сказалось на социальном самочувствии старожильческого населения и вызвало у него социально негативную реакцию, проявившуюся в различных формах ответных действий.

Нынешние претензии руководства РД к Правительству Ставропольского края в том, что этнических дагестанцев (чабанские семьи и арендаторов земель) против их воли снимают с регистрационных учетов, выписывают из кошар и животноводческих точек, во многом политизированы. При этом являются неуместными ссылки на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева». В соответствии с данным решением, являющимся обязательным для исполнения нижестоящими судами всех уровней, допускается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельхозназначения.

Несмотря на совершенно четкий характер данного постановления и адресации его определенному кругу лиц, оно передергивается оппонентами в средствах массовой информации.

Вместе с тем, на примере Андроповского муниципального района возможно выстраивание взаимоприемлемых вариантов решения проблем законопослушными чабанами – выходцами из Республики Дагестан.