Техническая поддержка: (8652) 748 768
О совершенствовании системы госуправления

О развитии системы реформирования государственного управления.

Обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, в современных условиях непредсказуемых проявлений мирового кризиса, требует оперативно и комплексно «упаковывать» в принимаемые управленческие решения интересы населения, бизнеса, органов исполнительной власти всех уровней, внешние и внутренние факторы,…, при этом, не нарушая федеральное и региональное законодательство. Без применения инновационных инструментов и технологических новшеств сформировать систему поддержки принятия эффективных управленческих решений, взаимоувязанную с системой персонификации ответственности - практически невозможно.

Оценивая итоги 2011 года в данной сфере, следует отметить, что в октябре 2011 года госведомства перешли к оказанию электронных госуслуг, подключились к системе межведомственного электронного взаимодействия и потеряли право требовать от граждан одни и те же документы по многу раз. Этому предшествовала громадная работа по формированию, обеспечению актуализации и взаимодействия соответствующих баз данных, создание электронных систем информационного обмена, формирование аналитических систем и систем взаимодействия с конкретным человеком - получателем государственной услуги. Сегодня можно утверждать, что внедрение электронных технологий затронуло всю систему оказания государственных услуг, и процесс трансформации этой сферы государственного управления уже приобрел необратимый характер. К июлю 2012 года аналогичный порядок оказания государственных и муниципальных услуг станет обязательным и на региональном уровне.

Необходимость трансформации и перспективы развития систем государственного управления становятся очевидны при сравнении их со сферой управления бизнесом. Наиболее показательной при этом является среда прямого взаимодействия государства и бизнеса – государственно-частные партнерства.

Использование информационно-телекоммуникационных систем для решения практических задач при подготовке, принятии и контроле исполнения управленческих решений уже сегодня позволяет корпоративной среде обеспечивать оптимизацию издержек при реализации проектов любой сложности. Уже сегодня заметно как крупные электронные сети проявляют определенный уровень интеллекта: распознавание образов партнеров, самоорганизующееся поведение, самонастройка на более эффективные модели. Они превращаются в сложные адаптивные системы. Компании и предприятия реального сектора экономики, которые не присоединяются к таким торговым сообществам, оказываются запертыми в рамках своей собственной инфраструктуры и все более сужающихся рынков сбыта. Эффективность и конкурентоспособность таких компаний катастрофически падает и пока они не освоят эффективные процессы управления и технологии, их база будет недостаточной для того, чтобы участвовать в электронной среде современного бизнеса. Компании должны установить плодотворные связи с глобально интегрированными рынками капитала. Им необходимо реально добиться определенной синхронизации цепочек поставщик-потребитель и внедрения ERP-систем, сформировать новое понимание ключевой компетентности. Если этого не произойдет, компании столкнутся с так называемой "дилеммой новатора" Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen) - им не хватит технологических платформ и квалификации, чтобы начать преобразование в современные, эффективно работающие компании. Такие компании прекратят свое существование.

Произошедшие преобразования в корпоративной среде уже сегодня требуют соответствующей трансформации органов государственной власти и местного самоуправления как минимум в сфере реализации совместных проектов (сфера государственно-частного партнерства). Именно поэтому крупнейшие госструктуры заявили о том, что намерены внедрять крупные ИТ-проекты, строить ведомственные облака, а также создавать «интеллектуальные» информационные системы, обеспечивающие требуемый уровень поддержки управленческих решений.

Практика уже показала, что никакие государственные финансовые вливания не могут заместить современных систем проектного управления (анализа, планирования, проектирования и контроллинга), обеспечивающих оптимизацию затрат.

Государственные системы управления, которые не осознают в полной мере эти тенденции и лежащие в их основе принципы - не обеспечат достаточного уровня инвестиционной привлекательности территорий и отраслей в формирующейся жесточайшей глобальной конкурентной среде. За лидерство в экономической и социальной сферах придется заплатить определенную цену: потребуется абсолютно новый уровень компетенций и дисциплины управления.

Подводя итоги 2011 года в области информатизации органов исполнительной власти края целесообразно сравнить реализованные информационные системы федерального и регионального уровней.

Информатизация и автоматизация управленческих процессов в сфере налогообложения привели к персонификации ответственности каждого налогоплательщика на всей территории России. Молекулярным уровнем в данной сфере является электронный кабинет налогоплательщика, который обеспечивает поддержку принятия решения, как налоговыми органами, так и персонально самим налогоплательщиком. Электронная система учета налогообложения, при этом, является основой для выработки текущих, тактических и макроэкономических задач. Эта же система одновременно выполняет функцию контроллинговой, обеспечивая контроль реализации поставленных задач и достижение стратегических целей по отклонениям в режиме реального времени. Достижение такого результата стало возможным исключительно благодаря трансформации всей государственной исполнительной системы налогообложения, формированию, обеспечению согласованности и актуализации соответствующих баз данных, систем анализа и их визуализации, совершенствованию самих процессов управления в данной сфере.

Информатизация государственных услуг Ставропольского края пока не поддается анализу ввиду недостаточности критического количества структурных элементов.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что в ближайшие годы федеральные органы власти вынуждены будут финансировать мероприятия по информатизации региональных и муниципальных органов исполнительной власти в рамках формирования ведомственных систем мониторинга, статистики и поддержки управленческих решений, у края есть реальный шанс изменить качество исполнения государственных функций и оказания государственных и муниципальных услуг. Целесообразно сформировать для органов исполнительной власти края общую модель трансформации системы государственного управления и местного самоуправления, концептуальные подходы и механизмы реализации такой трансформации с учетом возможностей современных вычислительных систем и систем телекоммуникации. Установить стратегические цели и приоритеты трансформации процессов управления.