Техническая поддержка: (8652) 748 768
О качестве прогноза доходов

В целях повышения качества прогнозов референтурой Губернатора Ставропольского края ежегодно проводится оценка и сравнительный анализ точности прогнозирования основных доходов консолидированного бюджета Ставропольского края министерства финансов и министерства экономического развития Ставропольского края. Динамика показателей качества прогнозирования за последние три года разнонаправленная. Так, по итогам за 2010 год отмечалось низкое качество прогнозов в связи с последствиями финансового кризиса; результаты 2011 года свидетельствовали о повышении точности прогнозов; итоги 2012 года показывают, что погрешность прогнозирования по основным налогам увеличилась по сравнению с 2011 годом, но в целом меньше, чем в 2010 году.

Исполнение бюджета в течение 2012 года происходило с постоянным отставанием от годовых назначений по налоговым доходам, что привело к их коррекции в законе 108-кз от 6.12.2012 года на 3,6 млрд. рублей. В то же время безвозмездные поступления увеличились на 10,0 млрд. рублей к первоначальному варианту закона о бюджете (95-кз), что в целом обеспечило рост доходной части бюджета на уровне 102,1% к предыдущему году.

Прогноз налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края минэкономразвития края по 1 варианту - 58,7 млрд. рублей, по 2 варианту - 61,2 млрд. рублей при факте 56,2 млрд. рублей. Отклонение составило 2,5 - 5,0 млрд. рублей при погрешности прогнозирования 4,5-9,0 процентов. Показатели первоначального и уточненного плана минфина края 57,7 и 54,8 млрд. рублей с отклонением на -1,6 млрд. рублей и +1,4 млрд. рублей соответственно (погрешность -2,7 и +2,5 процента).

Наиболее существенные отклонения отмечаются по налогу на прибыль организаций (до 2,6 млрд. рублей); налогу на доходы физических лиц (до 1,5 млрд. рублей).

В 2012 году произошло общее замедление прироста налогов в консолидированный бюджет РФ и субъектов РФ (по данным ФНС России), темпы увеличения сборов в сравнении с периодом восстановительного роста 2010-2011 годов оказались вдвое ниже – 12,7% (10,5% для консолидированных бюджетов субъектов РФ) вместо 22 и 28 процентов соответственно. Замедление произошло из-за проблем с налогом на прибыль и акцизами. Впервые за посткризисные годы снижены годовые планы по налогу на прибыль для ФНС и Минфина России. Темп прироста налога на прибыль составил в региональных бюджетах около 3%, НДФЛ в среднем вырос на 13,3%, налоги на имущество на 14,7%, акцизы на 18,7 процента.

Согласно «Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», опубликованного Минэкономразвития России 29 января 2013 года, темпы роста ВВП России составят в 2013 году от 3,7 до 4,5 процента. О среднем темпе роста доходов региональных бюджетов в 2013 году, по мнению Минфина России на уровне 3%, говорил А.Г. Силуанов на первом заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, которую проводил Президент РФ В.В.Путин 23.01.2013 года.

Поскольку для формирования бюджета края используется «форсированный» сценарий социально-экономического развития (по аналогии с российской терминологией), возрастают риски его реализации как наиболее подверженного внешним факторам. В соответствии с проектом Государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и государственным долгом» долгосрочная бюджетная стратегия должна быть разработана в течение 2 месяцев после прогноза долгосрочного развития.

По мнению референтуры Губернатора Ставропольского края, вопрос улучшения качества прогнозирования является в наступившем году чрезвычайно актуальным, требуется повышенное внимание при разработке предварительного прогноза на 2014-2016 годы к проблемам соотношения экономического роста и налоговых поступлений, совершенствования технологий и методов прогнозирования, так как корректировка показателей доходов 2012 года на 3,3 млрд. рублей влечет за собой необходимость изменения параметров бюджета 2013-2015 годов, поскольку это скрытый дефицит бюджета.

В связи с этим целесообразно проведение министерством экономического развития Ставропольского края анализа причин снижения качества прогнозирования основных экономических, социальных и финансовых показателей органами исполнительной власти края; рассмотрение данного вопроса на заседании рабочей группы краевой межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края по разработке и анализу реализации документов стратегического и среднесрочного планирования с определением комплекса мер по активизации прогнозно-аналитической деятельности министерств; контроль исполнения доходов бюджета и по итогам первого полугодия 2013 года принятие решения о корректировке показателей налоговых доходов.